Silent NighT® мастер-класс
Зарегистрирован: 21.10.2007 Сообщения: 15
|
Добавлено: Вт Фев 10, 2009 5:03 pm Заголовок сообщения: Jamiroquai |
|
|
Jamiroquai
Jamiroquai - Virtual Insanity MVideo
Биография: B 90-е годы, когда казалось, что всякое оригинальное творчество умерло, а музыкальный мир предавался переосмыслению наследия прошедших тридцати лет, выяснилось, что фанк фанку рознь. Если, например, в свое время любой мало-мальски имеющий слух понимал, что, невзирая на все различия, Майкл Джексон и Принс — артисты одного поля, то поверить в то, что девица Бритни Спирс и группа Jamiroquai имеют немало общего, теперь стало трудно. Именно Jamiroquai произвели с фанком довольно занятную операцию: сделали этот ритм синонимом хорошего вкуса. Попутно введя в обиход еще один модный эстрадный жанр: ныне осталось не так много поп-артистов, в репертуаре которых нет хотя бы одной песни с фанковым ритмом в диско-аранжировке. Словом, благодаря уникальности своего звучания, Jamiroquai оказались одним из немногих действительно популярных явлений, известность которого не была достигнута за счет компромисса со вкусом.
Собственно, несмотря на то, что Jamiroquai — полноценная группа с подобающим набором музыкантов, обычно ее вполне справедливо ассоциируют с одним человеком: Джейсоном, или Джеем Кеем, горячим поклонником Стиви Уандера, вокалистом, автором большей половины всех композиций, названия группы, ее логотипа (характерного человекобыка, изображенного на всех пластинках Jamiroquai), личностью колоритной, безусловно талантливой и не лишенной внутренних парадоксов. Главный из них — любовь Кея к большим и быстрым автомобилям, каковая вступает в логичное противоречие со вполне радикальными воззрениями певца на природу и цивилизацию. Ведь первая пластинка Jamiroquai „Emergency On Planet Earth", вышедшая в 1993 году, была названа манифестом борцов за окружающую среду. Впрочем, сам певец не находит здесь никакого парадокса: в ответ обычно он рассказывает историю о том, как у него взял интервью журнал „Big Issue", продаваемый бездомными. В соответствии с интересами своей целевой аудитории, журнал подытожил это интервью редакционным выводом, что, мол, Джея Кея не должен любить никто, потому что он живет в особняке с одиннадцатью спальнями и ездит на „феррари". „Интересно, — недоумевает певец, — они что, хотят, чтобы я жил на помойке? Я уже жил там однажды. Они ничего не сказали о моем саде, в котором нет ни грамма пестицидов, о дорогах вокруг моего дома, которые я содержу в чистоте на свои деньги. Я же не говорю, что мы должны вернуться к образу жизни обезьян — так почему им дались мои машины?"
Надо сказать, что Джей Кей немного лукавит в своем недоумении: судьба его именно в бездомных должна возбуждать сугубую зависть и раздражение.Уроженец Манчестера, Джейсон Кей появился на свет 30 декабря 1969 года в неполной семье: мать его была джазовой певицей и ведущей собственного телешоу; отца он не видел никогда. Уже будучи учеником в школе, он выяснил, что у него был брат-близнец, который умер в возрасте шести месяцев. Этот брат впоследствии стал для него своего рода мистическим спутником: Джей Кей не раз говорил, что живет жизнью двух человек. О матери он отзывается довольно скептически: она не позволяла ему ничего, не покупала даже пластинок, так что первый свой приличный магнитофон он приобрел только в сознательном возрасте. Учился Джей плохо, а в пятнадцать лет ушел и из школы, и из дома. Он ночевал на улицах, промышлял карманным воровством и периодически устраивался на самые странные работы. В 1989 году он приспособился жить в заброшенном таксомоторном парке, в котором не было электричества, а в крыше зияли дыры. В одной из случившихся там драк ему в лицо выпустили струю ядовитого газа, а потом ударили ножом. Дерущихся повязали; Джей Кей получил обвинение в ограблении, которого, по его словам, не совершал. Обвинение все же было снято, и молодой человек почел за благо вернуться домой.
Дома он принялся сочинять музыку и вынашивать планы по созданию группы, играющей песни „как у Стиви Уандера". Он собрал музыкантов — барабанщика Дерека МакКензи, клавишника Тоби Смита, бас-гитариста Стюарта Зендера и вибрафониста Уоллиса Буканана; впятером они назвались Jamiroquai — странное это слово придумал Джей, составив его из выражения „jamming" и названия индейского племени ирокезов („the iroquois"), история которого крайне его увлекала. Группа играла еще не получившую тогда названия смесь из хип-хоперского бита, фанка, соул-мотивов и джазовых гармоний —то, что впоследствии стало именоваться сочетанием „эйсид-джаз". Собственно, первый сингл группы, „When You're Gonna Learn", вышел налейбле„Асid Jazz", давшем название жанру. Однако после его успеха фирма „Sony" немедленно предложила Jamiroquai контракт на восемь пластинок.
Невзирая на это, первые две записи группы — упоминавшаяся уже „Emergency On Planet Earth" и „The Return Of The Space Cowboy", появившаяся в 1995 году, — имели успех только в Англии. А в Америке были практически неизвестны. Только в 1996 году после выхода пластинки „Travelling Without Moving", клип на песню с которой, „Virtual Insanity", взяло в ротацию MTV, Jamiroquai стали популярны и по другую сторону Атлантики. Успех закрепила песня к фильму „Год-зилла" — „Deeper Underground".
К этому времени Jamiroquai уже не ассоциировались с эйсид-джазом: танцевальное начало в их музыке победило импровизационное, хотя сказать, что она, эта музыка, стала более примитивной, нельзя: просто изощренность ее ушла вглубь, сделавшись не такой очевидной. На первый план вышла дис-ко-составляющая таланта Джея Кея: его любовь к Стиви Уандеру, Kool And The Gang, Village People и Глории Гейнор нашла, наконец, адекватное воплощение. В 1997 году группа записала дуэт с диско-дивой Дайаной Росс; в 1999 году увидел свет альбом „Synk-ronized" — настоящая энциклопедия диско-ритмов в сочетании с характерными для современной клубной музыки тембрами. В процессе записи „Synkronized" из группы ушел уставший от гастролей Стюарт Зендер — разозленный Джей Кей пересвел всю пластинку заново, чтобы от „отщепенца" не осталось и следа. Помирились они только теперь, этим летом, когда группа уже записывала свой новый альбом „A Funk Odyssey" — пластинку, которая наконец отдает дань стилю, сделавшему Jamiroquai популярными.
„A Funk Odyssey" — вещь крайне живая: живость — вообще, первое качество, которое отличает музыку Jamiroquai. Однако здесь эта живость еще и подкреплена выведенным на первый план ритмом, тем самым ритмом, под который создается такое хорошее настроение. От предыдущего релиза „Одиссея" отличается немного большей жесткостью и не таким безмятежным настроением. Две вещи — грандиозная „Corner Of The Earth" с гармониями и ритмом босса-новы, которую сам Джей Кей считает лучшей из всех сочиненных им когда-либо песен, и особенно мрачная „Twenty Zero One" с радикальным хип-хоперским битом — трагичны в своей основе. Обычный результат взрос-ления разумного человека, который, к тому же, вел далеко не размеренный образ жизни. С другой стороны, здесь же есть композиции почти небесной безмятежности — такие, как соул-баллада „Black Crow" совершенно в духе 70-х, которую Джей Кей исполняет с экстатичностью певца госпел. Впрочем, настроение диско по-прежнему хорошо заметно — взять энергичный трек „Main Vein".
В целом же пластинка отмечена всеми обычно присущими Jamiroquai чертами — безупречным вкусом, отменными слухом и техникой и напористо-мажорным настроением. Которое, так долго сохраняясь в неизменности, называется уже мировоззрением. Оптимистичным мировоззрением, которому многое под силу — например, сделать из довольно безмозглого развлекательного жанра произведение искусства.
А.Рондарев.
|
|